Химия - Алхимия - Философия алхимии

01 марта 2011


Оглавление:
1. Алхимия
2. История алхимии
3. Философия алхимии
4. Роль алхимии в истории науки
5. Психологическая интерпретация алхимии К. Юнгом



Изображение алхимического андрогина-ребиса XV в.; из собрания Баварской государственной библиотеки

Целью алхимиков во всех культурах является осуществление качественных изменений внутри одушевлённого или неодушевлённого предмета, его «перерождение» и переход «на новый уровень».

Алхимию, занимающуюся получением золота, составлением препаратов и снадобий, «пилюль бессмертия», изучением глубинной сущности веществ и химических реакций называют внешней алхимией.

Трансмутацией духа, достижением абсолютного здоровья или даже бессмертия при помощи определенных упражнений — внутренней алхимией.

В рамках внутренней алхимии человек или его отдельные материальные и нематериальные компоненты рассматриваются как субстанции, обладающие определёнными химическими и физическими свойствами, с которыми можно производить операции, описываемые на языке химических превращений. Параллельно основной — химической — метафоре часто развиваются другие символический ряд; особенно богата в этом отношении европейская алхимия. Так например, философский камень именовался как «красный лев», «великий эликсир», «философское яйцо», «красная тинктура», «панацея», «жизненный эликсир» и пр.

Все без исключения алхимические учения отличаются таинственностью и секретностью, что часто давало повод к их превратному пониманию. Однако магические обряды, ритуальные действия, заклинания рассматривались как способ влияния на природные и божественные силы, которые могли помочь в осуществлении мистического творения, то есть превращения одного вещества в другое.

Превращения обоснованы наличием первоматерии, первоначальных элементов: четырёх в западной традиции и пяти в восточной.

В европейской алхимии между первоматерией и отдельными порождёнными ею материальными телами лежат два промежуточных «звена».

Первое звено — это всеобщие качественные принципы мужского и женского начал. В XV веке к ним добавили ещё третье начало — «соль».

Второе звено — это состояния, качества, свойства первоэлементов: земля, огонь, вода, воздух, квинтэссенция.

В результате взаимодействия качественных принципов и состояний первоэлементов можно осуществлять любые трансмутации веществ.

Уроборос. Гравюра Л. Дженниса из книги алхимических эмблем «Философский камень». 1625

Во всех алхимических традициях исключительную роль играет ртуть и её сульфид — киноварь, которые порой даже дают название всей алхимической системе, как, например, «расаяна» — индийская алхимическая традиция, «дань» киновари») — название даосской алхимии. В европейской алхимии слово, обозначающее ртуть, совпадает с именем покровителя алхимии — Меркурия и её легендарного основателя.

Кроме того, используются сера, 6 традиционных металлов, соединения мышьяка, сурьма, селитры, щелочи и некоторые другие неорганические соединения и органические соединения. В китайской, индийской и тибетской алхимии также драгоценные камни и травы.

Во всех алхимических системах важное значение имеют идеи:

  • очистки и концентрации участвующих в работе веществ или вещества путём прокаливания, переплавки, амальгамирования, дистилляции;
  • священного брака, соития мужского и женского принципов, соединения противоположностей.

Последняя в европейской алхимии имеет форму «химической свадьбы», «королевского брака», соития брата и сестры, Солнца и Луны, Гермафродита и Салмакиды, самца и самки разных животных и т. д., в индийской — союза Шивы и Шакти, в китайской — соединения дракона и тигра или встречи Пастуха и Ткачихи.

Для александрийской, арабской и европейской алхимических традиций крайне важную роль играет также идея смерти и воскресения.



Просмотров: 6030


<<< Атомизм
Бертолле, Клод Луи >>>