Химия - Патина

01 марта 2011





Бронзовая монета с патиной

Патина — плёнка или налёт, на меди и её сплавах. Различают два вида: искусственную и естественную.

Естественная патина — это оксидно-карбонатная плёнка, образующаяся на поверхности памятников или декоративных изделий под воздействием окружающей среды.

Искусственная патина — налёт, образующийся на поверхности памятников или декоративных изделий вследствие нанесения специальных веществ.

Реставрация и патина

Попытки любителей очистить старинное изделие от продуктов коррозии, в том числе от патины, нередко приводят к его необратимой порче - слой благородной патины необходимо беречь и закреплять.

Перепатинирование

Перепатинирование — метод химического наращивания искусственной патины, был очень популярным методом в СССР.

Применение метода состояло в полном снятии исторической патины химическим путём, а также последующей химической обработке обнажившейся поверхности металла, итогом которой являлась плёнка искусственной патины. Эти плёнки были слишком тонкими и плохо защищали поверхность бронзы от образования дикой патины и бронзовой болезни, приводящей к образованию злокачественных образований. К тому же сульфидная плёнка быстро перерождалась, и памятник менял цвет: вместо тёплого, оливковатого бронзового оттенка он приобретал тёмно-серый, чугунный или выкрашенный графитовой краской цвет.

Но кроме визуальных отличий существуют серьёзные глубинные проблемы перепатинирования: при снятии исторической патины уничтожался её нижний слой — слой куприта — самый эффективный материал для защиты от атмосферной коррозии.

Патинирование

Искусственное патинирование — процесс создания особых декоративных покрытий на бронзе, создание слоя куприта, на котором за 80…100 лет образуется слой благородной патины.

Для патинирования реставраторами России используется методика, предложенная В. Г. Сориным под названием «струйно-вихревой расчистки и плазменного нанесения защитно-декоративного покрытия»:

Первый этап
полная расчистка скульптуры с помощью специального прибора реактивной сверхзвуковой струёй воздуха.
Второй этап
Создание тройной защиты:
  1. C помощью плазмотрона на скульптуру наносится тонкая оболочка, по химическому составу близкая к основе благородной патины.
  2. В поры жертвенного слоя вводят ингибитор коррозии.
  3. Традиционно применяемая в данных климатических условиях барьерная защита. Обычно это нанесение слоя полимера естественного происхождения, обычно — пчелиного воска, который плотно закрывает поры с ингибитором коррозии, препятствуя разрушению скульптур.

Результатом работ становится приобретение скульптурой «родного» коричнево-оливкового цвета, который является надёжным защитным слоем.



Просмотров: 3780


<<< Пайка
Пенометалл >>>