Химия - Жидкий водород - Ракетное топливо

01 марта 2011


Оглавление:
1. Жидкий водород
2. История
3. Спиновые изомеры водорода
4. Ракетное топливо



Жидкий водород является распространенным компонентом ракетных топлив, которое используется для реактивного ускорения ракет-носителей и космических аппаратов. В большинстве жидкостных ракетных двигателях на водороде, он сначала применяется для регенеративного охлаждения сопла и других частей двигателя, перед его смешиванием с окислителем и сжиганием для получения тяги. Используемые современные двигатели на компонентах H2/O2 потребляют переобогащенную водородом топливную смесь, что приводит к некоторому количеству несгоревшего водорода в выхлопе. Кроме увеличения удельного импульса двигателя за счет уменьшения молекулярного веса, это еще сокращает эрозию сопла и камеры сгорания.

Такие препятствия использования «ЖВ» в других областях, как криогенная природа и малая плотность, являются также сдерживающим фактором для использования в данном случае. На 2009 год существует только одна ракета-носитель, которая целиком является водородной ракетой. В основном «ЖВ» используется либо на верхних ступенях ракет, либо на блоках, которые значительную часть работы по выводу полезной нагрузки в космос выполняют в вакууме. В качестве одной из мер по увеличению плотности этого вида топлива существуют предложения использования шугообразного водорода, то есть полузамерзшей формы «ЖВ».

Водород с разными окислителями

Данные приводятся на основании таблиц, опубликованных в США в рамках проекта сбора термодинамических данных «JANAF», которые широко используются в этих целях. Изначально вычисления производились компанией «Рокетдайн». При этом делались предположения, что имеет место адиабатическое сгорание, изоэнтропийное расширение в одном направлении и имеет место смещение равновесного состояния. Кроме варианта использования водорода в качестве топлива, приводятся варианты с использованием водорода в качестве рабочего тела, что объясняется его небольшим молекулярным весом. Все данные рассчитаны для давления в камере сгорания, равного 68,05 атмосферы. Последняя строка таблицы содержит данные для газообразных водорода и кислорода.

Оптимальное расширение от 68.05 атм до условий: поверхности Земли вакуума
Окислитель Топливо Комментарий Ve r Tc d C* Ve r Tc d C*
LOX H2 распространено 3816 4.13 2740 0.29 2416 4462 4.83 2978 0.32 2386
H2-Be 49/51 4498 0.87 2558 0.23 2833 5295 0.91 2589 0.24 2850
CH4/H2 92.6/7.4 3126 3.36 3245 0.71 1920 3719 3.63 3287 0.72 1897
F2 H2 4036 7.94 3689 0.46 2556 4697 9.74 3985 0.52 2530
H2-Li 65.2/34.0 4256 0.96 1830 0.19 2680
H2-Li 60.7/39.3 5050 1.08 1974 0.21 2656
OF2 H2 4014 5.92 3311 0.39 2542 4679 7.37 3587 0.44 2499
F2/O2 30/70 H2 3871 4.80 2954 0.32 2453 4520 5.70 3195 0.36 2417
GOX GH2 3997 3.29 2576 - 2550 4485 3.92 2862 - 2519
В таблице использованы обозначения:    r — массовое соотношение смеси «окислитель/топливо»;
 Ve — средняя скорость истечения газов;
 C* — характеристическая скорость;
 Tc — температура в КС;
 d — средняя плотность топлива и окислителя;

при этом «Ve» является той же единицей, что и удельный импульс, но приведена к размерности скорости, а «C*» вычисляется путем умножения давления в камере сгорания на коэффициент расширения площади сопла и последующего деления на скорость расхода массы топлива и окислителя, что дает приращение скорости на единицу массы.



Просмотров: 5730


<<< Водород в металлах
Искусственный фотосинтез >>>