Химия - Лодка Халкетта - Лодки Халкетта в канадской Арктике

01 марта 2011


Оглавление:
1. Лодка Халкетта
2. Питер Халкетт
3. Лодка-плащ
4. Лодки Халкетта в канадской Арктике
5. Коммерческий провал



Два ялика
Двухместная лодка Халкетта с брезентом и без него

Вдохновленный успешным испытанием лодки-плаща, Халкетт скронструировал большую версию, которая могла складываться в мешок. Будучи собранной, она могла нести двоих людей, гребущих каждый своим веслом. Будучи разобранной, лодка могла быть использована в качестве водонепроницаемого одеяла, позволявшего разбить лагерь на мокрой земле. Британское Адмиралтейство скептически отнеслось к потенциальному применению конструкций Халкетта: 8 мая 1845 года лорд Герберт, первый секретарь Адмиралтейства, написал Халкетту, что «мои лорды такого мнения, что ваше изобретение очень ловко и гениально, и что оно может быть полезным в исследовательских и землемерных экспедициях, но не считают, что оно может быть применимо к общим целям военно-морской службы».

Два человека, несущие деревянные палки. На одного надёт маленький рюкзак, другой несёт большой свёрнутый зонт.
Разобранная двухместная лодка Халкетта, вёсла и зонтик-парус

Несмотря на оценку Адмиралтейства, конструкция Халкетта была очень хорошо принята исследователями. Джон Франклин купил одну, чтобы взять её с собой в злополучную экспедицию 1845 года, весь экспедиционный отряд которой пропал со всеми 129 людьми и двумя судами. Франклин считал лодки Халкетта столь необходимыми для поездок в Канаде, что дал лодку, предназначенную для своей экспедиции, сэру Джорджу Симпсону — главному губернатору Земли Руперта, для использования в поездках в том районе. Он заказал Халкетту другую лодку, которая успела прибыть до начала экспедиции, ставшей для Франклина последней.

Оркнейский хирург Джон Рей, известный инуитам под именем ᐊᒡᓘᑲ, работал в Компании Гудзонова залива и стал землемером в канадской Арктике. В отличие от большинства европейцев того времени, Рей считал, что местные жители знали, как лучше справиться с экстремальными погодными условиями. Он путешествовал по-эскимосски на санях и снегоступах, спал в снежных иглу. Рэй взял лодку Халкетта в свою первую экспедицию в 1846 году, сообщая, что она была «весьма полезна на переправе через реку в заливе Репульса», и что, «несмотря на постоянное использование свыше шести недель на скалистом побережье, она никогда не требовала ни малейшего ремонта» и «должна стать частью оборудования каждой экспедиции».

Стремясь выяснить, что сталось с судами и людьми экспедиции Франклина, в 1848 году Королевский флот направил поисковую группу во главе с Джоном Ричардсоном и Джоном Реем, также оснащённую лодкой Халкетта, предоставленной правительством. Группа не смогла найти Франклина, но нашла лодку Халкетта бесценной, однажды изпользовав единственную лодку для переправы группы через реку за четырнадцать поездок. Рей отметил, что, хотя резина лодки становилась жесткой от холода, было нетрудно греть и смягчать ее, когда это было нужно. Лодки Халкетта также применялись в 1848 году во время следующей поисковой экспедиции на корабле «Энтерпрайз», в ходе которой лодки успешно использовались для рыбной ловли.

Двое мужчин, гребущих на небольшой лодке
Двухместная лодка Халкетта во время использования

В 1851 году французский исследователь Жозеф Рене Белло предпринимал ещё одну экспедицию в поисках Франклина, профинансированную женой пропавшего путшественника. Белло взял лодку-плащ Халкетта в экпедицию, отметив в своем дневнике, что лодка представляла «огромную ценность в стране, где недостаток дерева исключает возможность конструирования какого-либо плота». Экспедиция Белло не нашла Франклина, и только в 1853 году экспедиция под руководством Рея, также оснащённая «двумя прекрасными лодками Халкетта», встретила группу инуитов, которые рассказали, как четыре года назад видели мужчин, тащащих лодку, а затем нашли их трупы.




Просмотров: 4670


<<< Толуилендиизоцианат
Резина >>>