Химия - Минеральные краски - Коричневые краски
01 марта 2011Оглавление:
1. Минеральные краски
2. Коричневые краски
- марганцовая коричневая,
- кассельская коричневая умбра;
- Коричневая хемля Ухоломская
Красные краски
Наиболее распространенные красные минеральные краски:
- киноварь ртутная или вермильон, а также суррогаты её — сурмяная или хромовая киноварь — употребляются в довольно значительных количествах в ситцепечатании.
- Колькотар.
- сурик оранжево-красный или свинцовый — очень распространённая краска, и, подобно сурику железному, употребляется в очень значительных количествах в промышленности и быту.
- Охра бывает красная и жёлтая. Жёлтая охра — смесь гидрата окиси железа с глиной, а красная — смесь безводной окиси железа с глиной. Красная охра готовится большей частью обжиганием жёлтой охры, встречающейся в изобилии в природе, и употребляется как клеевая и масляная краска, а также и в ситцепечатании.
- Реальгар по составу представляет сернистый мышьяк, As2S3, и встречается в природе в виде кристаллической массы. Иногда его приготовляют искусственно, сплавляя серу с избытком мышьяка или мышьяковистой кислоты.
- Кельнская умбра готовится из землистого бурого угля и представляет малораспространенную красно-бурую краску.
- Пинккулер или минеральный лак, представляющий тонко измельченное стекло, окрашенное хромовооловянной солью в красный цвет.
- Мумия
- железная киноварь;
- Сиенская земля — прокаленный оксид железа и марганца, гамма охр, красных тонов
Жёлтые краски
Из жёлтых минеральных красок наибольшее значение имеют:
- Крон по составу представляет хромовосвинцовую соль. Одна из наиболее распространённых жёлтых красок.
- Охра жёлтая тоже представляет одну из весьма употребительных и дешёвых красок.
- Муссивное или сусальное золото.
- Окись свинца PbО в аморфном виде представляет краску массикот, а в кристаллическом — глёт. Массикот получается прокаливанием углесвинцовой или азотносвинцовой соли, или же нагреванием свинца в пламенной печи. Если нагреть образовавшийся массикот до 950—980° C, то он плавится и по охлаждении застывает в кристаллическую массу — глёт — который затем измельчают и отсеивают. Глёт получается также как побочный продукт при выделении серебра из свинца трейбованием. Употребляется в больших количествах как глазурь и плавень при живописи по стеклу и фарфору, для приготовления олифы, сурика, уксусносвинцовой соли и различного рода замазок.
- кадмиевая желть.
- Аурипигмент, трёхсернистый мышьяк As2S3, хотя и встречается в природе, но как краска готовится искусственно возгонкой мышьяковистого ангидрида с серой. Очень ядовит.
Значительно меньшее практическое значение имеют:
- кассельская желть или желть Тернера
- кобальтовая желть
- неаполитанская желть
- сидериновая желть
- цинковая желть
- сиена
Зелёные краски
Зелёных красящих минеральных веществ довольно много; главнейшие из них следующие:
- Зелень Кассельмана.
- Брауншвейгская зелень — основная углемедная соль CuCO3Cu·2 и имеет тот же состав, что и малахит. Иногда она и приготовляется измельчением малахита, чаще, однако, при действии раствора соды на раствор медного купороса.
- Зелень Шееле — основная мышьяковисто-медная соль, также, как швейнфуртская зелень, двойная уксусно-медная и мышьяковисто-медная соль, отличается своей ядовитостью.
- Швейнфуртская зелень.
- Зелень Гинье или вер-гинье — одна из наиболее красивых зелёных красок.
- Ярь-медянка, по составу, основная уксусно-медная соль. Очень распространённая зелёная масляная краска.
- Зелёный ультрамарин представляет промежуточный продукт при приготовлении синего ультрамарина и, ввиду недостаточной яркости цвета как самостоятельная краска имеет очень небольшое значение.
- зелень Гентеля,
- кобальтовая зелень,
- зелень Динглера,
- зелень Казали.
- смешанные зелёные краски, как, например, зелёный крон и цинковая зелень.
Зелёный крон представляет смесь жёлтого крона и синей берлинской лазури.
- волконскоитовая зелень
- малахитовая зелень
- глауконитовая зелень
- гарниеритовая зелень
Синие краски
Наиболее распространённые синие краски:
- лазуритовая синяя,
- вивианитовая синяя,
- азуритовая синяя;
- Берлинская лазурь или парижская синь.
- Ультрамарин.
- Шмальта — калийное стекло, окрашенное в тёмно-синий цвет кобальто-калиевым силикатом. Употребляется для подсинивания бумаги, тканей, крахмала, а также для окрашивания стекла и фарфора.
- Кобальтовая или тенарова синь. Значительно прочнее ультрамарина, так как почти не изменяется под влиянием щелочей и слабых кислот.
К числу недостатков тенаровой сини и шмальты следует отнести то, что эти краски при вечернем освещении кажутся грязно-фиолетовыми.
В меньших количествах употребляются различные синие медные краски, как, например, бременская синь и минеральная или горная синь, египетская синь, масляная синь или медное индиго и небесная синь. Лазурь или ультрамарин, также как и парижская синь или берлинская лазурь, расходуются в промышленности и повседневной жизни в значительных количествах.
Небесная синь очень красивого, светло-синего цвета, по составу представляет оловянно-кобальтовую соль CoSnO3·SnO2.
Бременская синь или бременская зелень состоит, главным образом, из гидрата окиси меди и приготовляется действием едкого натра на хлорокись меди. С клеем или водой она светло-синего цвета, с маслом же скоро приобретает зелёный цвет, вследствие образования зелёного медного мыла.
Горная или минеральная синь приготовляется измельчением азурита, медной кристаллической руды, встречающейся на Урале, Алтае, в Шесси около Лиона и по составу представляющей основную углемедную соль, 2CuCO3·Cu2.
Египетская синь, издавна известная синяя краска для живописи, представляет измельченное медное стекло. Для её приготовления сплавляют песок с мелом, содой и окисью меди.
Масляная синь, по составу — сернистая медь, CuS. Приготовляется сплавлением измельчённой металлической меди с сернистыми щелочами и выщелачиванием сплавленной массы. Оставшиеся нерастворёнными в воде мелкие кристаллы сернистой меди высушиваются и измельчаются.
Известковая или нейвидерская синь приготовляется осаждением смеси растворов медного купороса и нашатыря известковым молоком. Состоит из смеси гидрата окиси меди и гипса, 5CaSO4·2H2O+3Cu2.
Чёрные и серые краски
В состав многих чёрных красок входит более или менее чистый углерод. Главнейшая из них — сажа, приготовляемая или из смолы, дёгтя, нефтяных масел или же из газа.
Лучшие сорта приготовляются сожжением парафиновых масел в особых лампах, причём получается так называемая ламповая сажа. Измельчённые древесный и костяной уголь тоже употребляются как чёрные краски.
- серые: железная слюдка;
- чёрные: природная сажа, пиролюзитовая чёрная сажа.
Просмотров: 3825
|